Рецензии

«Безумие на райском острове»: рецензия на фильм «Чистое место»

Кадр из фильма «Чистое место»

«Безумие на райском острове»: рецензия на фильм «Чистое место»

Кадр из фильма «Чистое место»

«Чистое место» — новая антиутопия немецкого режиссера Никиаса Криссоса, дебютировавшего в рамках Берлинского кинофестиваля, которая претендовала на успех. Режиссёр не только продолжал работать с темами своих прошлых работ – изоляция («Бункер») и подростковые проблемы («Небоскрёб»), — но и позвал к себе в пару хорошего оператора Йоши Хеймрата, в первую очередь известного как лауреат премии Немецкой академии за экранизацию книги «Берлин, Александрплац».

Вдобавок к этому был и неплохой актёрский состав: талантливые дети Клод Хайнрих («Тьма», «Берлинский синдром») и Грета Бохачек («Суспирия»), а также взрослые, среди которых выделяются Сэм Лаувейк – исполнитель роли Фуста и Даниэль Штрассер («Эгон Шиле: Смерть и дева»). Но, несмотря на всё это, «Чистое место» — абсолютный провал.

Кадр из фильма «Чистое место»

«Безумие на райском острове»: рецензия на фильм «Чистое место»

Кадр из фильма «Чистое место»

Неудачи начались с самого выхода в прокат. Лента просто потерялась на фоне сильного конкурента – фильма Шьямалана «Время», на который пошли в первую очередь из-за имени режиссёра. Более того, у картин можно обнаружить общее: действие обеих происходит на острове, отдалённом от цивилизации, а жанр фильмов – триллер, постепенно переходящий в хоррор. Однако если у Шьямалана есть впечатляющая концепция – временные парадоксы, то «Чистое место» — абсолютно проходное развлечение.

Главная проблема фильма в том, что у режиссёра в голове была каша из авторских наработок и концепций. Фильм скачет между жанрами: иногда в комедию, иногда в триллер, а в конце вообще в драму. К тому же ещё это попытка угодить зрителю, скопировав стиль именитых режиссёров: невольно проскакивают сравнения с творчеством Лантимоса (несколько сцен будто бы взяты из «Лобстера»), Астера (попытка повторить успех «Солнцестояния») и Ноэ (финал картины).

Кадр из фильма «Чистое место»

«Безумие на райском острове»: рецензия на фильм «Чистое место»

Кадр из фильма «Чистое место»

Есть проблемы и со сценарием. Помимо абсурдного третьего акта присутствуют вопросы и к предыстории антагониста. Она скопирована из сотен триллеров про месть, в которых злость наследуется по генетическому коду. Правда, всё происходящее больше тянет на сказку, чем на триллер: злой старик забирает детей у родителей, брата с сестрой разъединяют (тут явное сходство со «Снежной королевой»), да и в конце побеждает добро.

Есть и социальная повестка: общество острова поклоняется девушке, выпившей змеиный яд, а в финале всю секту разрушает женщина. Тоталитарный устой на острове напоминает политику многих современных диктатур. Эту тему затрагивал и «Новый порядок» — один из призёров Венецианского кинофестиваля прошлого года. «Чистое место» — неудавшийся триллер, который оставит большинство зрителей в недоумении. За вторичным сценарием последовали нелепые режиссёрские решения, а за ними начало рушиться все остальное.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»