Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

Кадр из фильма «Асфальтовое солнце»

В Выборге прошел 29-й фестиваль российского кино «Окно в Европу», и многие картины-участницы в скором времени появятся в прокате или онлайн. Time Out рассказывает, на какие из них стоит обратить пристальное внимание.

«Дело»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

Опасное это дело — проводить научные конференции, потому что после нее тебя могут обвинить в воровстве. Мол, государство поручило тебе купить 15 стульев для заседаний, а ты не постеснялся и один из них лицемерно присвоил себе. Звучит абсурдно, но университетского профессора Давида Гурамовича обвиняют в чем-то похожем. Он же уверен, что дело вовсе не в потерянных стульях, а в том, что за пару недель до домашнего ареста он нарисовал ядреную карикатуру на местного мэра и публично назвал его вором.

Режиссер: Алексей Герман-младший

Актеры: Мераб Нинидзе, Анна Михалкова, Роза Хайруллина, Светлана Ходченкова, Александр Паль, Александра Бортич

Фильм открытия; участник Каннского фестиваля 2021 (программа «Особый взгляд»)

Зачем смотреть:

Во всех своих интервью Алексей Герман-младший подчеркивает, что ни манифестом, ни фильмом-протестом его работа не является. Это просто максимально честный рассказ о явлении, имя которому — коррупция, и разговор о том, что сильные мира сего способны сделать с человеком, осмелившимся поплыть против течения. Искать же намеки на какие-либо реальные судебные дела, по словам режиссера, тоже бессмысленно: сценарий был написан лет шесть назад, и все наши «догадки» — всего лишь домыслы. Так это или нет, вы можете проверить сами: «Дело» выходит в прокат уже через пару недель.

«Земун»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

В деревне Егора все верили, что к пастуху, который скоро умрет, приходит корова-призрак по кличке Земун. Егор, понятное дело, в глупые байки не верил, да и на всякие галлюцинации внимания не обращал. Ну, померещилась ему однажды какая-то Буренка, и ничего. К тому же, после смерти отца он собирался пустить их общее стадо под нож и рвануть в город.

Однако в день похорон ему стало ясно, что отец умер не своей смертью. А его убийца — мелкотравчатый бандит-бизнесмен — уже наметил для себя две новые жертвы: самого Егора и его младшего брата.

Режиссер: Эдуард Жолнин

Продюсер: Алексей Учитель

Актеры: Евгений Ткачук, Иван Решетняк, Олег Ягодин

Награды на фестивале: Приз от киноведов и кинокритиков; победитель онлайн-голосования представителей ведущих СМИ

Зачем смотреть:

Если бы «Земун» снимался на территории американских прерий, то это был бы залихватский нео-вестерн про загорелых парней в ковбойских шляпах. Однако в кадре родные кривенькие березки, не менее родные Буренки и нескончаемая древнерусская тоска, которая поселилась в наших деревнях в режиме 24/7. Стал ли фильм от этого менее интересен? Наоборот. «Земун» — настоящее, живое и очень зрительское кино — возможно, лучшее из того, что сумела нам предложить конкурсная программа «Окна в Европу».

«Белый кит»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

«Приемных детей любишь сильнее, чем родных», — твердил журналистам мега-успешный адвокат Филипп и лучезарно улыбался в камеру. Он не врал: сына и дочь, взятых из детдома, они с женой обожали. Однако вскоре им стало не до улыбок: у малышей нашли генетическую болячку, которая за пару лет превращала человека в овощ. Что же делать? Превращать свой дом в богадельню? Только вот зачем, ведь есть вполне цивилизованный выход: дефективных детей можно сдать обратно в приют, а взамен взять пару других — абсолютно здоровых.

Режиссер: Татьяна Федоровская

Продюсеры: Никита Михалков, Рустэм Самигуллин

Актеры: Дайнюс Гавенонис, Раса Самуолите, Нил Бугаев

Награды на фестивале: спецприз жюри лучшему актеру (Дайнюс Гавенонис)

Зачем смотреть:

Когда режиссер-дебютант готовится снимать свой первый проект, он прекрасно понимает, что второго фильма у него может не быть. Из-за этого появляется искушение превратить картину в «парад достижений» — и впихнуть в нее все мысли, образы и эффекты, которые не давали спокойно спать за годы учебы.

«Белый кит» стал жертвой такого искушения. В нем яркие, живые сцены чередуются с совершенно избыточными, хотя, возможно, эффектными эпизодами, которые только утяжеляют хронометраж. Тем не менее режиссерский темперамент и желание решать даже рядовые задачи небанальными способами дают о себе знать, поэтому включаем «Белый кит» в наш список.

«Вертолет»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

Маленькие дети всегда заболевают невовремя. Однако, если беда случается в городе, малышу можно помочь. Ваниной дочке не повезло: ей стало плохо в крошечном поселке, в доме у бабушки с дедушкой. Никаких лекарств, кроме просроченных, у здешнего фельдшера не было, а до райцентра можно было добраться только на вертолете. Вызвать его семья не смогла — линии связи оказались оборваны. Тогда молодой отец, понимая, что младенец вот-вот умрет, решил добраться до больницы самостоятельно: через своенравную горную реку, через тундру и горы.

Читать также:  Добрым молодцам урок. Как менялся образ принца в картинах Дисней

Режиссер: Михаил Лукачевский

Актеры: Гаврил Менкяров, Инга Леонова, Ефим Степанов

Награды на фестивале: нет

Зачем смотреть:

Большая часть фильма была снята еще шесть лет назад, а потом начался нескончаемый марафон по поиску средств, необходимых для постпродакшна. Как только потенциальный инвестор понимал, что в проекте есть шпильки, направленные против местной администрации, его желание финансировать «Вертолет» мгновенно улетучивалось.

И теперь, когда фильм добрался до фестиваля, становится понятен источник всех этих трудностей. «Вертолет» на самом деле о том, что нет стихии, с которой человек не в состоянии справиться: он может переупрямить ледяную горную реку, мороз, снег и горы. Единственная неподвластная нам «стихия» — это мелкий чинуша, жаждущий урвать тысчонку-другую: перед этим «стихийным бедствием» беспомощны абсолютно все.

«Рапана»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

По улицам города бродит пижон-чудак: на нем цилиндр лондонского денди позапрошлого века, фрак, лапти и колокольчик на шее. Юродивый? Сумасшедший? Нет, всего лишь безработный актер, которого турнули из театра за то, что он отказался поганить Шекспира.

Режиссер: Виталий Суслин

Актеры: Вячеслав Гардер, Елена Шанина, Татьяна Алтынник, Дарья Ворохобко

Награды на фестивале: Диплом жюри режиссеру Виталию Суслину; Награда за лучшую продюсерскую работу от Гильдии продюсеров России

Зачем смотреть:

Режиссер Виталий Суслин, которого вы можете помнить по фильму «Голова, два уха», по-прежнему плывет против течения. «Рапана» — кино камерное и негромкое. Оно не излучает агрессивный оптимизм и не жонглирует вечными истинами, но, как всегда у Суслина, очень внимательно относится к своему главному персонажу — неисправимому неудачнику, которому нечего предложить этому миру, кроме своей беспомощности и чистоты.

«Асфальтовое солнце»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

В семье 16-летнего Артема беда: его отец, профессиональный танцовщик, отправленный партией в капстрану на гастроли, не захотел возвращаться назад, а запросил политического убежища. Такие подвиги в начале 80-х, мягко скажем, не поощрялись, поэтому Артем моментально превратился в изгоя. Чтобы как-то собрать себя по кусочкам, парень решает заняться скейтбордом — и дает себе слово, что обязательно научиться кататься лучше других.

Режиссер: Илья Хотиненко

Актеры: Олег Ягодин, Полина Агуреева, Артем Фадеев, Александр Бодров

Награды на фестивале: фильм-победитель конкурса «Выборгский счет»

Зачем смотреть:

СССР в 80-е и скейтборд — не самое очевидное сочетание. Дело, однако, происходит в крупном портовом городе, поэтому у детей моряков, плавающих в заграничные командировки, первые «роликовые самокаты» уже могли быть. Впрочем, временное соответствие для режиссера не играет особой роли: для него в приоритете атмосфера и позитив, а также мысль о том, что человек может преодолеть очень многое, если найдет, на что опереться.

«Капкан»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

Александра живет так, будто дала обет молчания: молча косит траву вокруг своего хутора, молча кашеварит, молча стаскивает с мужа сапоги, молча терпит его любовные ласки. Однажды она замечает, что ее муж-егерь забывает запереть ящик, в котором хранится ружье — и понимает, что у нее появился шанс выбраться из этого безмолвного ада.

Режиссер: Галина Уразова

Актеры: Мария Болтнева, Максим Колесниченко

Награды на фестивале: Приз за лучший сценарий (Галина Уразова и Наталья Кудряшова)

Зачем смотреть:

В театральных вузах есть обязательное упражнение, через которое проходят все актеры-первокурсники — «этюд на органическое молчание». Смысл его в том, что нужно придумать ситуацию, в которой не было бы необходимости разговаривать, и попытаться реконструировать ее на сцене максимально естественно. «Капкан» Галины Уразовой очень близок к таким этюдам: за весь фильм мы слышим лишь одну фразу. Однако это не просто актерское упражнение: сквозь тишину здесь легко разглядеть судьбу женщины, ставшей заложницей большой беды.

«Сон»

Дело Белого кита. Главные фильмы 29-го фестиваля «Окно в Европу»

О чем:

Василий вернулся с первой чеченской четверть века назад, но война его так и не отпустила. Она снится ему каждую ночь — и все заканчивается судорожным припадком. Однако лечиться мужчина не хочет, да и зачем — он работает стрелочником на полусгнившей станции, неделями пьет и ничего не планирует в жизни менять. Как же он удивился, когда однажды в его коморку зашла симпатичная девушка, заявившая, что она его дочь.

Режиссер: Мария Батова

Актеры: Анастасия Самылова, Александр Замураев

Награды на фестивале: Диплом жюри за лучшую операторскую работу Владислав Политик

Зачем смотреть:

Похожих пар в мировом кино довольно много: взрослый, потрепанный жизнью мужчина, и молодая девчонка, которая постепенно его меняет. Однако у «Сна», к счастью, есть свои собственные интонация и стилистика, из-за чего фильм не воспринимается как что-то вторичное. Это предельно честное и искреннее кино, в котором не нашлось места трехгрошовому романтизму.