Феи, призраки и вода: из чего сделаны фильмы режиссера-сказочника Гильермо дель Торо

Рон Перлман в роли Хеллбоя на кадре из фильма «Хеллбой: Герой из пекла»

Многие монстры дель Торо, может, и не хотели бы находиться в извечной борьбе с общественными стереотипами и предрассудками, да не могут — людская глупость оказывается круче рогов Хеллбоя и катаны Блейда. Последний, к слову, тоже выступал альтер эго автора и оказался на перепутье: полувампир и получеловек, он выбрал борьбу с тьмой, но сам остался в гнетущем одиночестве. Режиссёр не строит иллюзий по поводу протагонистов, однако из раза в раз с вдохновенным гуманизмом даёт им шанс: в «Форме воды» — на любовь с прекрасной немой девушкой, во всё том же «Блэйде 2» — на поиски родственной души.

Феи, призраки и вода: из чего сделаны фильмы режиссера-сказочника Гильермо дель Торо

Уэсли Снайпс в роли Блэйда на кадре из фильма «Блэйд 2»

Если люди и оказываются в центре авторского внимания, то только при взаимодействии с потусторонним. В «Хребте дьявола» мальчишка попадает в детский приют и знакомится с его сумрачным обитателем — призраком ребёнка, который хранит страшную тайну. Образы полтергейстов у дель Торо поэтичнее, чем у большинства других авторов-мистиков: это или духи прошлого, или гнетущие воспоминания, или фантомы несбывшихся надежд (хотя чаще — всё сразу).

Читать также:  Рецензия на сериал «Архив 81» — жуткую экранизацию подкаста от создателя «Пилы» и «Заклятия»

Феи, призраки и вода: из чего сделаны фильмы режиссера-сказочника Гильермо дель Торо

Хунио Вальверде в роли Санти на кадре из фильма «Хребет дьявола»

Но есть и другая сторона: например, мифические существа из «Лабиринта Фавна» становятся грустной метафорой детского восприятия трагедии: чтобы пережить ад, творящийся во времена Гражданской войны в Испании, девочка убегает от реальности в пугающий, но по-своему дружественный мир фантазии. Призраки, монстры и мутанты соседствуют с людьми, но только неиспорченный и искренний герой (именно поэтому на первый план выходят дети) может найти следы потустороннего.