Кая Скоделарио в роли Клэр на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Город, который боялся заката: рецензия на фильм по культовой игре «Обитель зла: Раккун-Сити»

Кая Скоделарио в роли Клэр на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

В начале 2000-х первая версия «Обители зла» не только стала суперхитом и знаковой ролью для Миллы Йовович, но и дала старт самой прибыльной франшизе, основанной на видеоигре. К концу 2010-х, когда вышла последняя, шестая часть, совокупные сборы всех фильмов перевалили за $1 млрд. Режиссер и сценарист Пол У.С. Андерсон, стоявший у руля франшизы все эти годы, закрепил за собой репутацию главного спеца по экранизациям видеоигр в Голливуде, но в новой адаптации он значится лишь как один из исполнительных продюсеров. За режиссуру и сценарий отвечает на этот раз Йоханнес Робертс — человек, не особенно известный широкой публике, но знакомый поклонникам хоррора: он снял сиквел «Незнакомцев» и дилогию акульих хорроров «Синяя бездна» (а также стильный триллер «Проклятая школа»). Смена автора — ход, призванный подчеркнуть новую расстановку акцентов: ребут «Обители зла» должен быть ближе к игре-первоисточнику, где экшен дополняет, но не вытесняет хоррор.

Кадр из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Город, который боялся заката: рецензия на фильм по культовой игре «Обитель зла: Раккун-Сити»

Кадр из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

И надо сказать сразу: ставка оправдалась. «Раккун-Сити» — это не столько кровавый боевик о сражениях с чудовищами, сколько тягучий, нервный и даже клаустрофобный хоррор о том, как группа людей борется за жизнь в обезумевшем городе. Если Андерсон в своих фильмах всегда делал упор на экшен-компонент и эффектные кадры, то Робертс плавно погружает зрителей в атмосферу Раккун-Сити, стоящего на пороге непонятной, но масштабной катастрофы. При этом фильм хоть и использует богатое наследие (взятое в основном из первой и второй частей игры), но не злоупотребляет навязчивым фансервисом. Да, в нем много отсылок, но почти все они даны вскользь и больше напоминают о «пасхалках», спрятанных в игре, чем об эксплуатации фанатской ностальгии.

Читать также:  Рецензия на фильм «Скворец» – драмеди о скорби с Мелиссой МакКарти в главной роли

Робби Амелл в роли Криса на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Город, который боялся заката: рецензия на фильм по культовой игре «Обитель зла: Раккун-Сити»

Робби Амелл в роли Криса на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Главное, что удалось в новой «Обители зла», — воссоздать то самое ощущение надвигающегося ужаса, которым славится игра. Все действие происходит в течение одной долгой ночи в 1998-м, когда Раккун-Сити оказался отрезан от внешнего мира, и поэтому фильм довольно медленно набирает темп. Но такая неторопливость лишь подчеркивает нарастающую тревогу, и постепенно мелкие жутковатые инциденты сливаются воедино, погружая тихий городок в кровавый хаос. Деформированные вороны и собаки, странные люди, покрытые кровоподтеками, солдаты на блокпостах — Робертс умело нагнетает саспенс, используя богатый бестиарий игры, но при этом обходится почти без использования скримеров. Вместо резких звуков — зловещая тишина, вместо детальной картины — полутьма, в которой гремят выстрелы. Под конец, разумеется, главного монстра покажут во всей красе, однако сражение с ним — едва ли не самый серьезный минус фильма. Учитывая масштаб угрозы, герои нарочито легко справляются с чудовищем, несмотря на экстремально невыгодный момент для схватки.

Робби Амелл в роли Криса на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Город, который боялся заката: рецензия на фильм по культовой игре «Обитель зла: Раккун-Сити»

Робби Амелл в роли Криса на кадре из фильма «Обитель зла: Раккун-Сити»

Что касается персонажей, то с ними не все однозначно. Дело не в том, что они одномерные — в таком фильме это простительно, — а в том, что один из ключевых героев через раз сыплет плоскими шутками, редко снимающими напряжение, но почти всегда неуместными. Пожалуй, лучшая сцена с ним обходится вообще без слов: момент, когда охваченный пламенем зомби вваливается в полицейский участок под поп-хит 1990-х. Еще одна недоработка — фрагментарность экшен-эпизодов. Правда, грамотная операторская работа и игры с освещением до известной степени сглаживают этот недостаток, но порой перестрелкам не хватает стильно поставленных кадров, которыми пестрели фильмы Андерсона. В память врезается разве что встреча с человекоподобным монстром-лизуном в заброшенном приюте да несколько схваток с зомби в особняке, отсылающих к знаменитым кадрам из самой первой игры.

Но за счет выдержанной атмосферы и хорошо выстроенного сценария обновленная «Обитель зла» все равно смотрится добротно — такая адаптация явно намного ближе к первоисточнику. Но даже вне контекста видеоигр «Раккун-Сити» смотрится как весьма неплохой хоррор о выживании, одинаково подходящий и тем, кто найдет все отсылки, и тем, кто впервые знакомится с франшизой.