Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Но стоит взглянуть чуть глубже, и легко обнаружить рефлексию страха утраты: мама героинь болеет туберкулёзом, и магический эскапизм становится способом бороться со страхом её смерти. Лёгкая на поверхности сказка оборачивается очень личной историей: мать самого Миядзаки была прикована к постели тем же диагнозом, и ему тоже пришлось слишком рано повзрослеть, чтобы ухаживать за ней.

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?

Кадр из анимационного фильма «Мой сосед Тоторо»

Хаяо не просто так создаёт все эти потрясающие воображение миры, где фантазия тесно сплетается с реальностью. Для него анимация в том числе и вид терапии. В своём творчестве Миядзаки изливает внутреннюю боль, но находит способ подать её без лишней драматизации. Тот же «Тоторо» — не просто история о страхе потери матери. Это пасторальная утопия, мир мечты Миядзаки, в котором детская искренность побеждает любые, даже самые жуткие проблемы, а взрослые относятся с пониманием к фантазиям (а фантазиям ли?) своих отпрысков. Хаяо помещает личную травму в пространство, которое помогает с ней справиться. В реальности у него такого прибежища не было, но автору удалось построить спасительный край для всех своих зрителей.

Читать также:  8 ошибок Кэрри Брэдшоу, которые многому нас научили

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»

Ходячий замок Хаяо: Из чего сделаны волшебные миры Миядзаки?

Кадр из анимационного фильма «Рыбка Поньо на утёсе»

Поэтому и детские мультфильмы мастера не совсем уж детские. Даже намеренно примитивистская «Рыбка Поньо на утёсе» работает на разные возрасты, ведь её автор обращается к очень понятным человеческим проблемам и не держит зрителя за дурака. Не говоря уже о других, более сложных картинах Миядзаки.