«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

Кадр из фильма «Леди Берд»

Вопреки расхожему представлению о том, что семья — это святое, не всегда отношениях между родителями и детьми складываются так, как нам того бы хотелось. Time Out вспоминает фильмы, в которых подростки переосмысляют свою жизнь и мечтают поскорее обрести свободу.

«Чудеса», 2014

«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

Мир Джельсомины и трех ее сестер сконцентрирован на удаленном от цивилизации «королевстве», где девочки и их отец с утра до ночи занимаются приготовлением меда. И пока родитель счастлив, что в его мир не проникают никакие внешние угрозы, Джельсомина отчаянно хочет узнать, что же находится за его пределами.

Такой шанс девочке предоставляется. В городе объявляют конкурс для местных фермеров на шоу под названием «Страна чудес», который сулит победителю не только денежное вознаграждение, но и возможность выбраться за пределы до ужаса надоевшего быта. В тайне от родителей Джельсомина подает заявку на участие.

В связи с отказом крупных западных студий от проката своих картин на территории России в кинотеатрах повторно выпустили некогда отмеченную в Каннах ленту итальянской постановщицы Аличе Рорвахер. За счет неторопливого повествования картине требуется время, чтобы набрать обороты, но благодаря смешению документальной эстетики с магическим реализмом она смотрится нескучно и интересно. Это честная сказка о совершеннолетии и о том, что слушать свое сердце всегда важнее чьего-либо стороннего мнения, даже если оно родительское.

«Леди Берд», 2017

«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

Кристин учится в выпускном классе католической школы захолустного городка в Сакраменто, предпочитает называть себя выдуманным именем «Леди Берд» и мечтает стать студенткой одного из университетов восточного побережья США. Мать стремление дочери не разделяет, мотивируя это не слишком большими успехами Кристины в учебе и незавидным финансовым положением в семье. Из-за этого между двумя близкими людьми постоянно происходят ссоры, после которых героиня еще с большим стремлением жаждет выпорхнуть из гнезда.

Дебютная картина Греты Гервиг, которая после выпуска «Милой Фрэнсис» стала лицом поколения, во многом рассказывает о ней самой. Кинематографистка тоже жила в Сакраменто и, как Леди Берд, уехала из него в Нью-Йорк. Режиссер хотела, чтобы история взросления ее героини принципиально отличалась от тех шаблонных подростковых фильмов, в которых в центре внимания оказываются не столько вопросы самоопределения, сколько влюбленность в «прекрасного принца», якобы способная разрешить все проблемы.

И хотя «Леди Берд» не обходится без тропа «девочка встретила мальчика», основной акцент здесь все же делается на обретении героиней самой себя. А еще на взаимоотношениях с мамой — не зря же черновое название проекта было «Матери и дочери».

Читать также:  Кино о нас: выпуск 7. «Я в жизни видел очень много чудес»: интервью с режиссером Виталием Суслиным

«10 причин моей ненависти», 1999

«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

Кэтрин и Бьянка — ученицы старших классов. Пока одна старательно грызет гранит науки, чтобы поступить в вуз мечты, вторая наслаждается школьными годами и отношениями с самым популярным мальчиком в школе. Отец девочек, прознавший, что у младшей дочери есть бойфренд, ставит условие: он одобрит ее отношения только в том случае, если и старшая — Кэтрин — тоже начнет с кем-то встречаться.

За популярной историей влюбленности между местным хулиганом в исполнении шикарного Хита Леджера и язвительной старшеклассницей (Джулия Стайлз) скрывается проблема гиперопеки родителей над детьми.

Отец всячески старается нарушить личное пространство дочерей и запугивает ранней беременностью, в том числе заставляя носить искусственный живот. И хотя конфликт разрешается мирным образом, а в конце зрителей ждет ожидаемый хэппи-энд, вовсе не удивительно, почему Кэтрин жаждет поскорее закончить школу и начать новую, уже студенческую жизнь подальше от дома.

«Мустанг», 2015

«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

Пять сестер живут в деревне на севере Турции, где царят жесткие традиции и обычаи: девочек выдают замуж без их согласия, им запрещают водиться с мальчиками, а перед свадьбой родня будущего мужа обязательно проводит унизительную процедуру — проверяет невестку на невинность. Когда бабушка и дядя Лале, Нур, Эдже, Сельмы и Сонай по-своему воспринимают невинную игру детей в море с ребятами, жизнь девочек оборачивается настоящим адом.

С этого момента сестрам запрещают гулять без присмотра, ставят на окнах их комнаты решетки, обучают домоводству и каждой из них поочередно собирают приданое.

Вопреки описанию, режиссер Дениз Гамзе Эргювен — турчанка по происхождению, выросшая во Франции в семье дипломата — сняла кино «с легким дыханием». Здесь самые жуткие события происходят за кадром, а под прицелом камер находятся героини, которые, вопреки всему, продолжают наслаждаться жизнью, радоваться незначительным моментам и верить в свободу, за которую придется хорошенько побороться.

«Клык», 2009

«Мама, папа, я уезжаю»: 5 фильмов о подростках, которые мечтают избавиться от родительской опеки

В огороженном высоким забором доме на окраине города живет семья: мать, отец и трое детей. Две сестры и их брат никогда не бывали снаружи: по словам родителей, там опасно, и выехать за территорию двора можно будет только тогда, когда выпадет первый клык. Единственным гостем в их доме становится коллега отца Кристина, которую тот нанимает для удовлетворения сексуальных потребностей своего чада и которая становится тем самым элементом, нарушающим сложившийся патриархальный уклад.

Поворотная картина грека Йоргоса Лантимоса — пожалуй, самая жуткая в этой подборке. Она рассказывает о родителях, абсолютизировавших свое право на детей, и о восстании против уклада, в котором одним из главных инструментов манипуляции становится язык, намеренно подменяющий привычные понятия.