«Окно в Европу» 2022: рецензия на фильм «На тебе сошёлся клином белый свет» — последний день из жизни Янки Дягилевой

Кира Пиевская в роли Янки Дягилевой на кадре из фильма «На тебе сошелся клином белый свет»

Перед началом картины на экране всплывает историческая справка об обстоятельствах смерти певицы. Признаться честно, без подобного рода вступления разобраться в сновиденческом повествовании достаточно сложно. В день трагедии Яна отдыхала с семьей и близкими на даче, и именно живописные окрестности станут полотном для размышлений о финальных вздохах девушки.

«Окно в Европу» 2022: рецензия на фильм «На тебе сошёлся клином белый свет» — последний день из жизни Янки Дягилевой

Кира Пиевская в роли Янки Дягилевой на кадре из фильма «На тебе сошелся клином белый свет»

Примечательно, что ни одной песни Дягилевой в фильме не будет. Вместо знакомых строк — шорох дремучего леса, вместо голоса Янки — обнажение внутренних переживаний, вместо цельного сюжета — калейдоскоп завораживающих сцен. Да и героиня Пиевской здесь не точный портрет исполнительницы, а скорее воплощение мифической и постоянно ускользающей от камеры фигуры. Подобно заблудшей девочке из мрачной сказки, Яна наматывает шаги, вспоминает любимые сны и сама время от времени проваливается в бездну подсознания. Никогда не знаешь, что на экране — фантазия или слепок реальности?

Читать также:  Рецензия на фильм «Дьяволик» — старомодную экранизацию популярного итальянского комикса

Гораздо важнее драматургии оказываются визуальные решения. Оператор Евгений Родин выступил соавтором сценария, благодаря чему родилось не привычное нам кино, а пропитанная образами зарисовка чувств. Постановщики гипнотизируют зрителя и приглашают блуждать по непроходимым тропам вместе с Янкой. Тут и там брошены намеки на обстоятельства загадочной смерти: разговоры о неизвестном хулигане дают право думать, что могло произойти убийство, а внутренние метания свидетельствуют о затяжной депрессии и сложностях восприятия рамок существующего мира. Но никакого раскрытия тайны, конечно, не будет. Дягилева с самых первых и до последних минут остается нерешенной загадкой, рано потухшей звездой или даже метафорой того, что ушло навсегда. Фильм Поплаухина, не следуя шаблонам байопика, делает кое-что иное: дарит момент прощания с советской легендой и возможность смотреть Янке вслед, пока рыжие волосы медленно исчезают в глубоких водах.