Онор Бирн в роли Джули на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Отпусти и забудь: Рецензия на фильм «Сувенир: Часть 2»

Онор Бирн в роли Джули на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Богатый бэкграунд Хогг виден в обеих частях «Сувенира»: она цитирует главных британских режиссеров Пауэлла и Пресбургера («Кентерберийская история», «Маленькая дальняя комната»), ее герои слушают «Силу судьбы» Верди и оперу Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода», передающую природу отношений главных героев. Альтер эго Джоанны Хогг стала 25-летняя Джули (Онор Суинтон-Бирн), которая влюбилась в интеллигентного наркопотребителя-героинщика Энтони (Том Берк). Он врал, брал деньги, обкрадывал и умер от передозировки — она не знала, давала, прощала и хотела снять социальное кино (отсылка к Кену Лоучу). В начале второй части «Сувенира» девушка смотрит отснятый материал для дебютного фильма и понимает, что ее кино настолько живое, насколько ее возлюбленный. Друзья и учителя в киношколе дают совет говорить о личном, поэтому Джулия решает расследовать жизнь Энтони и снять свой короткометражный дебют о нем.

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

Отпусти и забудь: Рецензия на фильм «Сувенир: Часть 2»

Тильда Суинтон на кадре из фильма «Сувенир: Часть 2»

В первой части девушка говорила, что видит кино терапией и самовыражением, а Хогг показывала некоторые кадры от первого лица, как бы говоря, что увиденное нами уже есть снятый Джулией фильм. То, что зритель видит фильм в фильме, доказывает и финал «Сувенир: Часть 1», где в самом конце после титров главная героиня говорит: «Мотор». Этот же прием использовал Вим Вендерс в «Лиссабонской истории» (1994), но он «ломает» иллюзию фильма: перед камерой пробегает «хлопушка». Хогг же создает метафильм: режиссер Джоанна Хогг снимает «Сувенир» о себе самой, а ее альтер эго Джулия также снимает «Сувенир» о своем прошлом. Поэтому обе части «Сувенира» говорят о прошлом создательницы намного больше, чем любое интервью.

Читать также:  10 главных сериалов сентября: «Бумажный дом», «Утреннее шоу» и «Сексуальное просвещение»

Кадр из фильма «Сувенир: Часть 2»

Отпусти и забудь: Рецензия на фильм «Сувенир: Часть 2»

Кадр из фильма «Сувенир: Часть 2»

Для Джоанны Хогг ее фильмы — это артефакты. Мир Джулии состоит из вещей — письма, белая дверь с номером L (50), стена из зеркал, его красивое пальто и картина Жан-Оноре Фрагонара «Сувенир». В первой части Хогг, подобно французскому писателю Марселю Прусту, наслаждалась вещами, чтобы во второй части Джули через них сняла фильм об абьюзивных отношениях с Энтони. Она покажет окно с неподвижными облаками, шикарную деревянную кровать с резным изголовьем, свою дверь. Она превратит свою жизнь в сувенир (с французского языка souvenir — «воспоминание»), неидеальный, но настоящий. Для матери Джулии Розалинды (Тильда Суинтон) сувениром стала неказистая глиняная сахарница, которую женщина сделала, когда только училась работе с гончарным кругом. «Сувенир» Джулии — это неумелый, сюрреалистичный фильм, состоящий из ее воспоминаний о романе с Энтони и цитат картин известных режиссеров. Но она сбегает из этого мира кино, чтобы стать свободной. Так на своем примере Хогг доказывает, что кино может выполнять терапевтическую функцию. «Сувенир: Часть 2» — это личный катарсис для режиссерки, которая наконец может отпустить прошлое и сказать: «Снято».