Рецензии

Рецензия на фильм «Интрегальде» — румынскую драму, которая прикидывается хоррором

Мария Пописташу в роли Марии на кадре из фильма «Интрегальде»

Рецензия на фильм «Интрегальде» — румынскую драму, которая прикидывается хоррором

Мария Пописташу в роли Марии на кадре из фильма «Интрегальде»

На бумаге «Интрегальде» кажется очередным ленивым хоррором, такой опоздавшей на 15 лет румынской версией «Поворота не туда», но на деле он даже не пытается напугать зрителя. Просто так работает один из менее известных представителей прославленной Румынской новой волны Раду Мунтян — он использует механику и инструменты жанрового кино, но, как и его коллеги, в первую очередь рассуждает о современном румынском обществе, до сих пор не оправившемся от тоталитарного и коммунистического прошлого. Один из его предыдущих фильмов, «Этажом ниже», начинался как хичкоковский триллер о мужчине, ставшем свидетелем убийства, но жанровые приемы с нагнетанием саспенса в итоге служили только для того, чтобы усилить драму о совести и гражданском долге. Вот и в «Интрегальде» зрители будут наблюдать за типичным для фильма ужасов развитием событий: герои разделятся, а в какой-то момент к ним приедут мутные цыгане с желанием помочь. Правда, в итоге история уйдет в совсем другое русло.

Режиссер Раду Мунтян на съемках фильма «Интрегальде»

Рецензия на фильм «Интрегальде» — румынскую драму, которая прикидывается хоррором

Режиссер Раду Мунтян на съемках фильма «Интрегальде»

В начале этого года на малых экранах вышел скандальный мини-сериал «Топи» — там помимо неуклюжей политической аллегории было довольно точное изображение высокомерных москвичей, которые выехали за границы МКАДа и чуть ли не впервые познакомились с русской хтонью. Схожему знакомству посвящен и фильм Мунтяна — правда, его герои не сбегают из развитого города, а, наоборот, рвутся в бедные деревни с великодушным желанием помочь местным и познакомить их с благами цивилизации. Здесь Мунтян работает уже не как подражатель жанровым тропам, а как талантливый писатель, который по-литературному много внимания уделяет вроде бы незначительным мелочам, психологизму ситуации и разнице в человеческом поведении: с каким пренебрежением герои относятся к деревенским жителям и как честолюбивы на самом деле их умыслы.

«Интрегальде» начинается как хоррор о добрых работниках гуманитарной помощи и зловещем окружении, но заканчивается социальной драмой, все герои которой расположены в серой зоне. Большинство сценаристов увели бы сюжет в очевидную сатирическую притчу о том, как мало нужно для того, чтобы альтруист показал истинное лицо эгоиста с предрассудками. Благо, Мунтян избегает морализаторства и не делает выводов — пускай и иронизирует над тем, кому на самом деле нужна помощь, он все же просто рассуждает о природе альтруизма и даже в этой локальной истории он скорее критикует социальный разрыв между богатыми и бедными, городом и деревней, а еще румынскую власть, только из-за бездействия которой и могла возникнуть такая глупая, но показательная ситуация.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»