Рецензия на фильм «Шарлатан»: история ХХ века глазами народного лекаря

Джозеф Троян в роли молодого Миколашека на кадре из фильма «Шарлатан»

Продолжательница традиций польского кино «морального беспокойства» Агнешка Холланд часто обращается в своих работах к больным темам ХХ века: холокост, тоталитаризм, политические репрессии. Ее новая картина «Шарлатан» тоже касается печального наследия прошлого, на этот раз послевоенной Чехословакии. Через жизнь и судьбу чешского травника Яна Миколашека, который действительно помогал тысячам людей нетрадиционными методами, Холланд показывает моральную противоречивость эпохи.

Рецензия на фильм «Шарлатан»: история ХХ века глазами народного лекаря

Иван Троян в роли Миколашека на кадре из фильма «Шарлатан»

В юности Миколашек открыл в себе дар лечить людей. Вернувшись с фронта с моральной и физической травмами в багаже, он стал изучать травы и цветы, народные средства исцеления. Юноша вопреки запрету отца учился у деревенской бабушки-целительницы, в чудесные способности которой верил местный народ. Вскоре Миколашек начал практиковать самостоятельно. К нему в клинику выстраиваются очереди людей с баночками мочи. Одним глазом взглянув на анализ, врач тут же ставит пациенту диагноз. Многие считают его святым, хотя внутри он скрывает боль и душевный ад.

Миколашек верит, что спасает людей, хотя профессиональным врачом себя не считает. Он ощущает на себе миссию, возложенную на него Богом. Холланд сперва показывает его гениальным медиком, не щадящим своих сил ради пациентов. Но постепенно «Шарлатан» демонстрирует главного героя совсем в ином свете. В годы оккупации Чехословакии нацистами Миколашек с легкостью повесил на свой автомобиль свастику и стал сотрудничать с властями, успокаивая себя и близких тем, что он всего лишь врач, а политика его не интересует. С той же легкостью он стал верным коммунистом после конца войны.

Читать также:  Рецензия на фильм «Остров Бергмана» — синефильскую мелодраму о муках творчества

Рецензия на фильм «Шарлатан»: история ХХ века глазами народного лекаря

Иван Троян в роли Миколашека на кадре из фильма «Шарлатан»

Тайная гомосексуальная связь Миколашека с его ассистентом Франтишеком (Юрай Лой) приобрела характер деспотичных и зависимых отношений. Врач управляет своим подчиненным, давит на него психологически. Он часто бывает раздражен, подвержен вспышкам гнева и склонен к насилию. После каждого совершенного греха он часами стоит на коленях перед распятием и просит у Бога прощения. В какой-то степени врачебная практика спасает Миколашека от самого себя.

В этом сложном и невротичном характере Агнешка Холланд видит образ ХХ века, раздираемого нравственными конфликтами. И фильм так и не дает конкретный ответ на вопрос, заданный в заглавии: шарлатан Миколашек или все-таки святой? В этом смысле Холланд предлагает нетривиальный байопик: зрителю приходится самому решать, на стороне лекаря он или нет. Впрочем, интересен фильм еще и тем, что противоположной стороны здесь, в общем, нет. Сочувствовать некому, разве что другой, более доброй, спасающей части Миколашека. Но, вылечивая тысячи людей, веря в собственную миссию, он уничтожает своего возлюбленного Франтишека. Тщеславие главного героя, образ спасителя, который он для себя выдумал, в конце концов делает Миколашека хладнокровным и циничным человеком, утратившим всякое сочувствие к ближнему.

«Шарлатан» снят в элегантных, темных тонах, и в нем хорошо чувствуется эстетика старого европейского кино. Актер Иван Троян играет очень сдержанно и прекрасно передает амбивалентность героя. Особым колоритом отмечена динамика отношений с Юраем Лоем, сыгравшим красивого и трепетного ассистента доктора, ставшего главной жертвой эгоцентризма своего начальника. В истории народного лекаря, пережившего войны и смены власти, Агнешка Холланд наглядно показывает, что противоречия прошлого века никуда не делись и многие конфликты, моральные дилеммы, показанные в фильме, остаются актуальными и нерешенными сегодня.

Смотрите фильм «Шарлатан» в он-лайн кинотеатре KION.