Рецензия на фильм «Странный: История Эла Янковича» — абсурдистскую комедию о поиске оригинальности

Дэниэл Рэдклифф в роли Эла на кадре из фильма «Странный: История Эла Янковича»

Сам Эл Янкович — фигура вполне себе существующая, он широко известен в Америке как пародист, певец и комик, но почти не знаком зрителям, живущим за ее пределами. На лавры второго Фредди Меркьюри Янкович никогда не претендовал, предпочтя роли большого артиста образ шута и балагура, развлекающего людей замысловатыми каверами на популярные англоязычные песни (Gangsta's Paradise Кулио и Килиан Маш, Like a Virgin Мадонны, Beat It Майкла Джексона и многие другие). В своих текстах Эл, как правило, откровенно высмеивал снобистские идеалы американской культуры, в том числе кино и телевидения, однако делал это совершенно беззлобно — легким щелчком по лбу, с долей доброй самоиронии. 

Рецензия на фильм «Странный: История Эла Янковича» — абсурдистскую комедию о поиске оригинальности

Эван Рэйчел Вуд в роли Мадонны на кадре из фильма «Странный: История Эла Янковича»

«Странный: История Эла Янковича» в этом плане во многом вторит творчеству музыканта, строя основной сюжет по алгоритму мировых блокбастеров, постмодернично высмеивая узколобость, лень и алчность голливудских продюсеров, бесконечно продающих зрителям одну и ту же идею об «американской мечте», где мировые поп-хиты рождаются на коленке, а признание, известность, богатство и всемирная любовь, подобно всадникам Апокалипсиса, приходят в жизнь «избранного» артиста как гром среди ясного неба, внезапно и навсегда. 

Как и большинство стандартных байопиков, «Странный: История Эла Янковича» начинается с неприглядного детства главного героя, выросшего в дисфункциональной семье с отвергающим отцом и «холодной» матерью. По мере взросления Эл (Дэниэл Рэдклифф) все больше отгораживается от реального мира и все меньше хочет быть самим собой, однако внезапная поддержка друзей и искренняя любовь к игре на аккордеоне меняют  мировоззрение раз и навсегда. Эл терпеливо взращивает талант к созданию шуточных песенных пародий и тайно надеется быть принятым — ведь только так он наконец окончательно поверит в себя.

Читать также:  Чем нам запомнится 2021 год в кино: обидные провалы, неожиданные удачи и диктатура фансервиса

Рецензия на фильм «Странный: История Эла Янковича» — абсурдистскую комедию о поиске оригинальности

Дэниэл Рэдклифф в роли Эла на кадре из фильма «Странный: История Эла Янковича»

Пунктирной линией проходит мысль о том, что, несмотря на всю любовь, которую Эл вкладывал в свои песни, никто и никогда не принимал его за «реального» артиста. В этом тезисе кроется самое большое заблуждение и самое горькое разочарование современной музыкальной индустрии, находящейся в вечной ожесточенной битве за оригинальность, которой, по сути, не существует. Людям естественно вдохновляться друг другом — в этом заложена сама природа созидания, безграничного дарения себя и открытого взаимодействия с окружающим миром. Каждый поп-хит, будь то Beat It Майкла Джексона или Imagine Джона Леннона, хранит в себе целую историю социальных университетов, воспитавших пытливый ум его создателя. Именно по этой причине каждый спор об оригинальности того или иного произведения, по сути, не имеет никакого смысла, ведь любое искусство — это продукт коллективного труда. 

Инаковость Эла заключается в осознанном нежелании идти по шаблонному пути артиста — с миллионом влюбленных фанаток, кризисом комплекса бога, предательством близких людей, депрессией и последующем выгоранием (тем не менее все это в той или иной мере будет показано в фильме, как и в любом другом эталонном байопике). Эл хочет быть самим собой и петь песни о болонской колбасе и мороженом «роки роуд», потому что среди миллиона путей самореализации выбирает тот, к которому лежат сердце и душа.