Идрис Эльба в роли Руфуса на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Рецензия на фильм «Тем больнее падать» — залихватский вестерн о мести с Идрисом Эльбой в роли главного злодея

Идрис Эльба в роли Руфуса на кадре из фильма «Тем больнее падать»

«Черный вестерн» — жанр со своей культурой и традицией. Появился он в 1970-е годы в качестве оппозиции консервативному «белому» вестерну. Сперва это были фильмы в эстетике «блэксплотейшн» (например, «Томасин и Бушрод» 1974 года), а позднее стали выходить и более серьезные картины, достаточно вспомнить «Отряд» 1993 года. В основе «черных вестернов» всегда лежали темы расизма, борьбы за свои права и идентичность. Но, как ни странно, жанр постепенно стал угасать в наше время, и после тарантиновского «Джанго: Освобожденный» заметных картин не появлялось.

«Тем больнее падать» режиссера-дебютанта Джеймса Сэмюэла, вышедший на Netflix, возрождает позабытую эстетику «черного вестерна». Действие фильма разворачивается в отдельном мире, в котором нет и следа исторической достоверности, нет даже года событий — важного атрибута классического жанра. Режиссер с первых минут указывает на абсолютную условность происходящего, впрочем, некоторые из персонажей фильма существовали и в действительности: Нэйт Лав, Чероки Билл, «Дилижанс» Мэри — свидетельства о них сохранились. Но режиссер Сэмюэл придумал им свою биографию.

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Рецензия на фильм «Тем больнее падать» — залихватский вестерн о мести с Идрисом Эльбой в роли главного злодея

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Сюжетно «Тем больнее падать» предлагает довольно тривиальную историю мести. Главный герой Нэйт Лав носит на лбу метку в форме креста, оставленную ему злодейским лезвием в детстве. Однако он не выглядит как типичный мститель, например, спагетти-вестерна — этакое страшное орудие в руках самой судьбы, как, скажем, в «Однажды на Диком Западе». Нэйт — харизматичный ковбой, ловкий стрелок и страстный любовник, у которого не так уж много времени остается на саморефлексию. Актер Джонатан Мэйджерс, известный по сериалу «Страна Лавкрафта», умеет картинно стоять с оружием в руках и выразительно расправляться с недругами, но как персонаж особого интереса он, увы, не представляет. Впрочем, весь набор действующих лиц в «Тем больнее падать» не выходит за рамки типажей: большинство нужны только для того, чтобы в нужный момент отдать концы.

Читать также:  Токсичные супергерои: 9 фильмов студии Troma, которые стоит посмотреть, если вам понравился «Отряд самоубийц»

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Рецензия на фильм «Тем больнее падать» — залихватский вестерн о мести с Идрисом Эльбой в роли главного злодея

Джонатан Мэйджерс на кадре из фильма «Тем больнее падать»

Режиссер Сэмюэл вообще не силен в драматургии, но от него этого и не требуется. Ему куда интереснее разбирать по полочкам стилистику вестерна, находить какие-то необычные визуальные решения. И этого в «Тем больнее падать» довольно много, картинка порой напоминает комикс или музыкальный клип. Забавной получилась сцена в «городе белых», в который ненадолго придется угодить банде. Здесь не только обитают исключительно «бледнолицые» жители Дикого Запада, но и сами здания здесь окрашены в белый цвет.

В отличие от подавляющего большинства «черных вестернов», «Тем больнее падать» почти не заходит на территорию расизма, только на мгновение в этом самом «городе белых». В мире фильма черные и белые живут независимо друг от друга, им, в общем-то, нечего делить. Это довольно интересный поворот в мифологии жанра: темнокожие бандиты выясняют отношения друг с другом. Притом один из них — персонаж Идриса Эльбы — обещает подарить братьям «землю обетованную», омытую кровью. Но Нэйт Лав (фамилия говорящая) предпочитает другой путь.

Несмотря на любопытный бэкграунд, не все в «Тем больнее падать» получилось гладко. Действие долго разгоняется, некоторые душещипательные беседы между героями без вреда для сюжета можно было бы и убрать. Зато, когда начинается финальная перестрелка, многое встает на свои места. Убийства сняты стильно, динамично, здесь актеры показывают себя намного лучше. Хотя в финале остается ощущение, что Идрису Эльбе как-то не дали до конца раскрыться, потенциал у его персонажа куда больше.

«Тем больнее падать» — удачное возвращение «черного вестерна». Есть в нем хорошие стилистические ходы и замечательный актерский состав — почти весь из лучших темнокожих звезд Голливуда. Жаль, что режиссеру Сэмюэлу не удалось придумать какую-то оригинальную историю, сделать хорошую, запоминающуюся экспозицию, поэтому лента вряд ли станет заметным явлением в жанре. Но, главное, он напомнил, что «черный вестерн» жив и сейчас самое время его реанимировать.