Рецензия на фильм «Венецияфрения» — хоррор Алекса де ла Иглесии об охоте на туристов в городе на воде

Кадр из фильма «Венецияфрения»

В 2010 году Алекса де ла Иглесиа удостоился режиссёрского приза Венецианского фестиваля за «Печальную балладу для трубы». Возможно, именно посещение Мостры подвигло испанского автора на создание хоррора, разворачивающегося на Сан-Марко. Де ла Иглесиа — пожалуй, самый отвязный и непредсказуемый режиссёр с Пиренеев: его фильмы («Убойный огонёк», «Дикая история» и «Ведьмы из Сугаррамурди») всегда наполнены чёрным юмором на грани фола.

Трудно однозначно определить жанр «Венецияфрении»: это и джалло, и слэшер, и сатира на «Хостел» и прочие хорроры о незадачливых туристах, оказавшихся не в том месте не в тот час. Друзья не говорят по-итальянски, плохо ориентируются в одинаковых узеньких улочках Венеции, а один и вовсе быстро теряется. Происходят все беды, какие только может представить турист, к тому же ни местная полиция, ни испанское посольство не торопятся прийти бедолагам на помощь. Если во время просмотра поставить себя на место главных героев, наблюдать за приключениями друзей гораздо интереснее, чем если злорадствовать над неудавшимся туром. Интрига быстро пропадает.

Рецензия на фильм «Венецияфрения» — хоррор Алекса де ла Иглесии об охоте на туристов в городе на воде

Кадр из фильма «Венецияфрения»

К гостям города на воде режиссёр относится одновременно и с жалостью, и с издёвкой: не зря испанцев убивают долго, красиво и мучительно. Над прочими туристами, выступающими пёстрым фоном кровавого спектакля, де ла Иглесиа откровенно смеётся. Возглавляют террористов-активистов, открывших охоту на надоевших иностранцев, двое итальянцев: один в костюме Чумного доктора, другой — шута Риголетто. В Венеции во время маскарада парочка выглядит органично, никто и подумать не может, что «актёры» таят опасность. Даже убийство на улице толпа воспринимает как часть представления. Де ла Иглесиа точно улавливает понятное желание отдыхающих получить массу впечатлений. Люди требуют хлеба и зрелищ, а убийцы лишь идут на поводу у толпы. Жертв Риголетто и Чумной доктор высматривают в барах и на вечеринках — удовольствие в любую секунду может превратиться в кошмар.

Читать также:  Рецензия на фильм «Шарлатан»: история ХХ века глазами народного лекаря

Рецензия на фильм «Венецияфрения» — хоррор Алекса де ла Иглесии об охоте на туристов в городе на воде

Кадр из фильма «Венецияфрения»

Тяга к колючей иронии играет с автором злую шутку. Кроме нескольких эффектных погонь по ночной Венеции и кровавых расправ, фильму нечем пугать. «Венецияфрения» сваливается в красочный, шумный и безудержный балаган, а вполне реальная проблема чрезмерного наплыва туристов быстро отходит на второй план. Пусть лица убийц спрятаны за масками, оглашение их имён не является эффектным окончанием расследования серии преступлений. Де ла Иглесиа и сам не знает, как на высокой ноте завершить амбициозную вечеринку, приходится наспех придумывать злодеям дополнительные мотивации — к радикальному стремлению очистить город от туристов добавлять еще и личную трагедию.

«Венецияфрения» может порадовать любителей фильмов ужасов разве что комедийными обманками: режиссёр включает тревожную музыку в напряжённый момент, а затем глумится над ожиданиями насмотревшихся однотипных американских слэшеров зрителей и резко разряжает обстановку, словно бы случайно поставил не ту композицию. Герои разделяются на группы (как будто ни одного хоррора в жизни не видели), но не всегда за беспечной ошибкой следует жестокое наказание. Привычные сюжетные тропы не приводят к логичному завершению, а обрываются. Де ла Иглесиа пытается деконструировать жанр ужасов, но взамен предлагает лишь абсурдную пародию, буффонаду. В «Венецияфрении» мало по-настоящему страшных или смешных эпизодов. Картина проваливается между фронтов: это и не чистый хоррор, и не комедийный ужастик. Да и вся конструкция фильма выглядит искусственно, потому что режиссёру самому трудно до конца разобраться, что же он снимает и зачем.

Красочные костюмы, виды соборов Сан-Марко и древние тайны манят, но это лишь маскарад, всё обман. Если испанский режиссёр хотел снять хоррор, который отпугнёт от Венеции незваных гостей, и спасти уникальный город, то задача не выполнена. Желание зрелищ одержит победу над страхом.