Рецензии

Рецензия на мини-сериал «Кафедра» — социополитическую сатиру от создателей «Игры престолов»

Сандра О в роли У Чи-юн на кадре из сериала «Кафедра»

Рецензия на мини-сериал «Кафедра» — социополитическую сатиру от создателей «Игры престолов»

Сандра О в роли У Чи-юн на кадре из сериала «Кафедра»

Формально «Кафедра» — это первый проект, выпущенный создателями «Игры престолов» Дэвидом Бениоффом и Д.Б. Вайсом в рамках их сотрудничества с Netflix. Однако не стоит торопиться воротить нос и морщиться от недовольства: главной творческой силой мини-сериала является актриса Аманда Пит («Девять ярдов»), поэтому если и делать поспешные выводы, глядя на имена создателей, то только о том, что комедийная звезда нулевых вряд ли смогла бы сказать что-то внятное и убедительное о культуре отмены, харассменте, отношениях между преподавателем и студентом, расовом напряжении, белых привилегиях и уйме других сугубо прогрессивных терминов и процессов, с которыми теперь неразрывно связана современная американская система образования. Увы, так оно и оказалось: у «Кафедры» был потенциал стать одним из самых комплексных и обсуждаемых проектов Netflix в этом году, но получилась просто легкая и воодушевляющая драмеди о преодолении себя. Что, впрочем, тоже неплохой результат; просто разочаровывающий.

Учитывая все то, что происходит в современных американских университетах в последние годы — от роста социально-политической осознанности woke-студентов до постоянных конфликтов левых и вообще всех, кто находится чуть правее от них, — давно напрашивался сериал про эту веселую студенческую жизнь. Благо, «Кафедра» не стала первопроходцем; на Netflix уже выходил преступно недооцененный сериал «Дорогие белые», который стал жертвой своего агрессивного маркетинга и отвернул от себя массивную часть белой аудитории. Тем не менее это все еще самый трезвый, честный и стильный сериал о том, как теперь живется в американском университете: там есть и про расовый конфликт, и про полицейский произвол, и про белые привилегии, и про остальные важные процессы. После него «Кафедра» выглядит морально, идеологически и технически (в плане режиссуры и операторской работы) устаревшим сериалом, который просто создан для эпитета «бумерский».

Джей Дюпласс в роли Билла на кадре из сериала «Кафедра»

Рецензия на мини-сериал «Кафедра» — социополитическую сатиру от создателей «Игры престолов»

Джей Дюпласс в роли Билла на кадре из сериала «Кафедра»

«Кафедра» только прикидывается комедией, но смешного здесь не то чтобы много: даже намеренно карикатурные элементы здесь выглядят как искреннее, но дуболомное желание покритиковать действительность. Например, старые белые преподаватели показаны скучными занудами, а вот молодая звезда кафедры, афроамериканка Яз, на своих популярных лекциях по литературе предлагает использовать Твиттер или поставить музыкальный номер в стиле «Гамильтона». Вместо того чтобы предоставить зрителю размышления о разрыве поколений в учебной среде, ему просто показывают, что энергичными и замотивированными могут быть только молодые. Таких поверхностных выводов и упущенных идей до обидного много.

Вообще надо отдельно отметить, что наблюдать за Сандрой О после «Убивая Еву» — одно удовольствие. Создатели дают ей место, где разгуляться и проявить свой актерский талант и комедийные возможности: чего только стоят трогательные и смешные сюжетные ветки про отношения с отцом и воспитание приемной дочери или про налаживание отношений с одной из коллег. Все портит один персонаж — Билл, тот самый преподаватель, который на лекции кинул нацистское приветствие. Создатели выводят этот скандал на первый план, но мало того что превращают Билла в ходячее клише (талантливый и добрый, но проблематичный и спившийся из-за смерти жены бывший писатель), так еще и выбирают самые беззубые оценочные суждения о культуре отмены — важнейшем общественном нововведении последних лет. Даже очевидное и неоднократно проговоренное «культура отмены лишает провинившегося возможности измениться и стать лучше» звучит намного радикальнее и смелее, чем их невнятная и уважительная позиция «Билл получит по заслугам, но посмотрите, он ведь хороший человек». Это желание сесть на два стула только доказывает основное правило сатиры: ты либо выбираешь сторону, либо издеваешься над обеими сторонами сразу.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»