Дене Бентон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Рецензия на сериал «Позолоченный век» — костюмированную драму HBO от создателя «Аббатства Даунтон»

Дене Бентон на кадре из сериала «Позолоченный век»

«Позолоченный век» был проектом мечты Джулиана Феллоуза, обожающего одноименный исторический период. В 2012 году канал NBC дал зеленый свет его детищу, которое на тот момент было чем-то вроде приквела «Аббатства Даунтон», сфокусированного на предыстории Коры Кроули, дочери американского индустриалиста, отправленной в Великобританию ради замужества. За это время Феллоуз успел закончить ставшее феноменом «Аббатство» и вывести его на большие экраны (премьера второго фильма состоится весной этого года), а еще запустил в эфир несколько других исторических сериалов. «Позолоченный век» не лежал на полке все эти десять лет в первозданном виде, поэтому успел кардинально трансформироваться — от приквела «Аббатства» в самостоятельный сериал; от эфирной мыльной оперы для NBC в престижную костюмированную драму для HBO.

Морган Спектор на кадре из сериала «Позолоченный век»

Рецензия на сериал «Позолоченный век» — костюмированную драму HBO от создателя «Аббатства Даунтон»

Морган Спектор на кадре из сериала «Позолоченный век»

Наверное, кому-то это лирическое отступление с предысторией «Позолоченного века» покажется лишним, но оно тем не менее помогает сформировать правильное первое впечатление о нем: от судьбы не убежишь — это и правда опоздавший на 10 лет сериал, который в 2022 году смотрится как пережиток прошлого. Если рассматривать его как детище HBO, то «Позолоченный век» чересчур академичен и безопасен, он лишен сложных нарративных конструкций и интриги, а оттого скучен и прямолинеен, а главное — он оскорбительно прост: это безынтересно снятая и лишенная режиссерской фантазии драма о говорящих головах в роскошных интерьерах. Высокий уровень HBO здесь выдают разве что красивые костюмы, натурные съемки с аккуратно нарисованными фонами и голливудские звезды в актерском составе.

Намного обиднее за сериал становится, если от подгона под стандарты качества HBO перейти к сравнению с современными хитами телевидения и стриминга: «историческая драма о конфликте аристократов» на уровне описания звучит как смесь «Бриджертонов» и «Наследников». Даже если оставить последний сериал в стороне, чтобы у «Позолоченного века» был хоть какой-нибудь шанс, то от лобового столкновения с проектом Netflix никуда не деться. Можно сколько угодно критиковать его за попытку создать «Сплетницу» XIX века со слепым кастингом и сценами бала под каверы Билли Айлиш или Арианы Гранде, но это смотрелось динамично, на одном дыхании — сериал хотелось любить, ненавидеть и обсуждать. Успех «Бриджертонов» — это, конечно, не повод снимать костюмированные драмы исключительно ради постмодернистских пранков, но как минимум повод задуматься о том, как составить ему конкуренцию в рамках жанра. Увы, создатели «Позолоченного века» об этом не задумались.

Читать также:  Задушевные закономерности: 5 фильмов, в которых голый Джейк Джилленхол плачет в душе

Гарри Ричардсон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Рецензия на сериал «Позолоченный век» — костюмированную драму HBO от создателя «Аббатства Даунтон»

Гарри Ричардсон на кадре из сериала «Позолоченный век»

Впрочем, отчасти это не так уж и важно, ведь у сериала уже есть целевая аудитория — многомиллионная армия фанатов «Аббатства Даунтон». Им драма должна понравиться, но с несколькими оговорками. Одной из причин успеха британского сериала стал межклассовый набор главных героев — зрители следили за тем, как живут, взаимодействуют, влюбляются и ссорятся поданные и их знатные хозяева. Это был скромный сериал о жизни маленьких, далеких от городской суеты людей, которые узнавали о главных новостях из газет, будь то крушение «Титаника» или Первая мировая война. «Позолоченный век» — это, напротив, масштабный сериал о целой эпохе и жизни культурного центра того времени, Нью-Йорка.

Такая амбициозность дает неоднозначный результат: создатели пытаются выстроить многослойную драму с дюжиной сюжетных арок о расовом вопросе, экономическом положении, индустриализации и возросшем количестве мигрантов, но вместо этого кажется, что больше экранного времени стоило уделить центральному идеологическому противостоянию. В основе сериала лежит прекрасно разыгранный, отлично написанный и попросту редкий для массовой культуры конфликт между старым поколением и новым, между традициями и новшеством, между благородными родами и оппортунистами. Другое дело — он попросту не стоит потраченного впустую времени на скучные второстепенные истории кухарок и кадры богато одетых людей в красивых интерьерах.