Карен Гиллан на кадре из фильма «Двойная»

«Сандэнс»-2022: Рецензия на фильм «Двойная» с Карен Гиллан в главных ролях (сразу двух)

Карен Гиллан на кадре из фильма «Двойная»

Относительная известность пришла к постановщику Райли Стернсу с «Искусством самообороны», абсурдистской черной комедией, обманывающей ожидания зрителя примерно каждые 10 минут. Не то чтобы с новой картиной Стернс потерял юмор: его смех, как ни парадоксально, слышится как раз в излишней серьезности. В том, как при прочих равных с ножом набрасываются на вооруженного арбалетом, в том, как вновь на поверхность всплывает самооборона, но на этот раз без сектантских подтекстов. Кстати, по мысли тренера Сары, чтобы научиться убивать, надо обязательно посмотреть пару запредельно кровавых хорроров, без этого никак.

Такое сочетание общей холодности со специфичным юмором ставит Стернса на одну ступень одновременно и с «хулиганами» вроде Джоэля Потрикуса («Релаксер»), и с, к примеру, Риком Алверсоном («Гора»), автором до монотонности серьезным и именно из-за этого иногда скатывающимся в ту же комедию. Только Стернс никуда не катится, он осмысленно идет к повышению градуса абсурда: да, в прекрасном мире будущего, где можно запросто себя клонировать, некоторые проблемы решаются исключительно дуэлями, смертельными схватками. А врачи не сообщают тебе диагноз напрямую, зачем-то вводя посредника, пусть и из числа самых близких.

Карен Гиллан на съемках фильма «Двойная»

«Сандэнс»-2022: Рецензия на фильм «Двойная» с Карен Гиллан в главных ролях (сразу двух)

Карен Гиллан на съемках фильма «Двойная»

Где-то в этой же плоскости расположилась и визуальная составляющая — тот же холод в пейзажах, тот же абсурд маленьких девочек-близняшек на детской площадке, пересказывающих Саре всю свою пока еще не очень долгую жизнь. Примечательно, что снимался фильм в Финляндии, в Тампере, благодаря чему кажется, что весь мир будущего спроектировал Алвар Аалто, причем в одиночку. Логично, что североевропейский стиль здесь прослеживается во всем — в архитектуре, в интерьере, в природе, само собой, и что самое интересное — даже в эмоциях героев: примечание «характер нордический» можно оставить напротив каждого из персонажей.

Читать также:  «С меня хватит великой любви, я возвращаюсь к великим любовникам»: 7 цитат Саманты Джонс на все случаи жизни

Но это лишь заметки на полях, а в центре снова противостояние противоположностей: оно было и в дебютных «Изъянах» Стернса, и в «Искусстве самообороны», и теперь, в «Двойной», наконец-то доходит до кристальной чистоты: сражаются клоны, оригинал с копией. Внешне идентичные друг другу, внутренне едва ли способные ужиться на одной планете. Проблема будет решена, останется только один. Режиссер и сам большой поклонник боевых искусств, у него есть коричневый (последний перед черным) пояс по джиу-джитсу: ничьих не бывает, кто-то обязательно выигрывает, а кто-то проигрывает. Другое дело, что мы как зрители можем об этом и не узнать.

Райли Стернс снова сделал то, что умеет лучше всего: с уже традиционным юмором рассказал историю о битве до последнего вздоха. Сначала в жизни, а затем и на спортивной площадке. Впрочем, все понимают, что иногда залог победы в том, чтобы не доводить все до финальной стадии.