Джесси Айзенберг на записи музыки к фильму «Когда ты закончишь спасать мир»

«Сандэнс»-2022: рецензия на режиссерский дебют Джесси Айзенберга «Когда ты перестанешь спасать мир»

Джесси Айзенберг на записи музыки к фильму «Когда ты закончишь спасать мир»

Начать хотя бы с того, что фильм «Когда ты перестанешь спасать мир» родился из одноименной аудиокниги 2020 года самого же Айзенберга. Причем это не первый его литературный опыт, отдельные рассказы он выпускал с 2009 года, а в 2015-м их набралось столько, что пора было выпускать полноценную книгу — так появилась «Лещи доводят меня до икоты и другие рассказы». Помимо этого, Айзенберг писал пьесы, по которым в нью-йоркских театрах успешно ставили спектакли, а в последние годы продюсировал сторонние проекты («Мир у твоих ног», «Дикий индеец»). В общем, было очевидно, что переход к сценарному мастерству и режиссуре лишь вопрос времени.

Однако в фильме «Когда ты перестанешь спасать мир» мало что осталось от аудиокниги, разве что играющий на гитаре Вулфхард (он участвовал и в записи) да изначальная предпосылка, стержень выстраивания отношений между родителями и детьми. Сама идея проекта пришла к Айзенбергу, когда знакомый пожаловался на отсутствие эмоциональной связи с новорожденной дочерью. В фильме же Эвелин (блистательная Джулиана Мур) управляет кризисным центром для жертв домашнего насилия, её сын Зигги (вечно хмурый Финн Вулфхард), еще школьник, зарабатывает музыкальными трансляциями в подобии то ли Твича, то ли ТикТока. Они будто разные планеты, обе страдающие от отсутствия спутника: Эвелин необходимо кого-то наставлять, Зигги хочет освоить хоть что-то, кроме сочинения песен по типу «девочка и мальчик, ты мой одуванчик». Но их орбиты не пересекаются, всякая коммуникация из раза в раз проваливается, а потому находятся другие способы заполнить зияющую пустоту. Зигги увлекается революционно настроенной одноклассницей и просит её буквально «научить его геополитике», Эвелин изливает материнские чувства на сына одной из тех женщин, что нашли прибежище в шелтере под её управлением.

Сам Джесси Айзенберг одной из главных тем картины называл взаимодействие подростков с Интернетом, с «новыми медиа». Кажется, что Зигги зарабатывает значительные деньги на трансляциях, но единственное, на что он хочет их тратить, — на крик «я зарабатываю больше вас». Деньги для него не столько способ получить что-то материальное, сколько индикатор признания, вроде лайков или просмотров. Кроме того, парень обделен эмоциональным интеллектом: из-за постоянного одностороннего взаимодействия лишь с людьми за несколько тысяч километров от себя он будто бы теряет способность распознавать чувства, как свои, так и чужие, или выявлять мотивации действий окружающих.

Читать также:  Рейтинг всех фильмов о Гарри Поттере — от худшего к лучшему

Джулианна Мур в роли Эвелин на кадре из фильма «Когда ты закончишь спасать мир»

«Сандэнс»-2022: рецензия на режиссерский дебют Джесси Айзенберга «Когда ты перестанешь спасать мир»

Джулианна Мур в роли Эвелин на кадре из фильма «Когда ты закончишь спасать мир»

Продюсерка проекта, Эмма Стоун (ещё один дебют!), на вопрос о том, что её так привлекло в фильме помимо личности Айзенберга, ответила, что это первый на её памяти фильм с тем, что она сама назвала son-crush, — безграничной симпатией к мужчине как сыну. У Эвелин с эмоциональным интеллектом всё как раз хорошо, но ей не хватает пространства для его применения, а потому наполненность выливается в неловкие эксцессы, тем более обидные для человека в её должности.

Джесси Айзенберг в своем дебюте гораздо больше сценарист, чем режиссер, — еще одно подтверждение тому, что хорошая, грамотно прописанная история превыше всего. Безуспешно пытаясь заполнить дыры в душе суррогатами, когда буквально, а когда лишь иносказательно спасая кого угодно, герои вновь возвращаются к тому, с чего всё начиналось, — к детской и родительской любви.

Будь это история о парне и девушке или брате и сестре, получилось бы отвратительное клише, но нестандартная постановка проблемы и доскональное знание контекста, второго-третьего-четвертого плана придает ленте невероятный объем. Действие разворачивается в неназванном городке в Индиане, скорее всего, это Блумингтон, откуда родом Анна Страут, жена Джесси. Её мать заведовала местным кризисным центром: во время пандемии Айзенберг и Страут какое-то время были там волонтерами. Так что степень вовлечения режиссера в жизнь провинциальных шелтеров, в среду, на вхождение в которую претендует если не он сам, то его герои уж точно, гораздо более велика, чем можно было бы предположить.

Секреты успеха дебюта Айзенберга лежат на поверхности — лучшие традиции непритязательной режиссуры американского инди соединяются с крепкой оригинальной историей, где все персонажи любимы, а место действия изучено от и до. Впереди у него сериал по собственной книжке об икоте и лещах. Пока проект только в стадии препродакшена, но уже безумно интересно, чем обернется новая работа этого неутомимого творца, так нами пока до конца и не раскрытого.