Статьи

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Фото: Depositphotos

16 сентября в российский прокат выходит «Дюна» — масштабный фантастический эпос, снятый Дени Вильневым. В конце 2020 года Ассоциация кинокритиков Голливуда назвала канадца лучшим режиссером прошедшего десятилетия. А ведь мало кто мог подумать, что всего за одну декаду известный лишь в узких кругах постановщик превратится в главного фантаста современного кино. Time Out пересмотрел 9 сольных полнометражных проектов Дени Вильнева и распределил их по уровню гениальности.

9 место: «32-е августа на Земле» (1998)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Ни одну картину Дени Вильнева язык не повернется назвать худшей. У него таких нет — в любой работе постановщика, будь то последние фантастические шедевры или дебютные малобюджетные сюрреалистические драмы, отчетливо прослеживаются искусные мазки большого автора. Как, например, в ленте «32-е августа на Земле» — первом полнометражном фильме Вильнева, не считая «Космоса», который он снял в соавторстве с пятью другими режиссерами.

Девушка Симон попадает в тяжелую автокатастрофу, но чудом выживает. Это событие заставляет ее переосмыслить и изменить свою жизнь: бросить работу и завести ребенка. Волевым решением она выбирает отца — им становится лучший друг Филипп. Только при условии, что зачатие ребенка произойдет в американской пустыне. Действие разворачивается в бесконечном августе — будущие родители отправляются в путешествие по Америке, чтобы достичь намеченной цели.

«32-е августа на Земле» временами напоминает самое обычное романтическое кино и роуд-муви. По крайней мере, фабульно.

Однако уже в дебюте заметно, что Вильневу претят замшелые сюжеты и очевидные ходы. В этой неожиданной и внеконтекстной истории режиссер совершает пробу пера, экспериментируя с ритмом, идеями и их возможными и невозможными воплощениями на экране.

8 место: «Водоворот» (2000)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Сюжетная завязка вновь представлена автомобильной аварией, и снова главная героиня — девушка. 25-летняя Бибиан дождливым летним вечером насмерть сбивает норвежского рыбака. С этого момента ее жизнь превращается в хаотичный водоворот — она пытается совершить самоубийство, но утопить машину в реке не получается. Правда, и до этого было не все гладко: аборт, депрессия, запрещенные вещества, ночные клубы. Однако шанс предоставляется каждому человеку, не стала исключением и Бибиан — совершенно случайно она, подавленная чувством вины, влюбляется в сына мужчины, которого сбила.

Историю в своем втором фильме Вильнев рассказывает нелинейно и делает это с помощью… рыбы. Она, находясь на разделочной доске, решает рассказать человеческим голосом о потерявшейся девушке, эдакой канадской Бриджит Джонс или Амели, вечно что-то ищущей и встревающей в разные передряги. Зрительского эмоционирования режиссер добивается с помощью насилия, которое впоследствии станет определяющим вектором его фильмов.

К тому же в «Водовороте» Вильнев заметно больше внимания уделяет работе с цветокоррекцией, достигая потрясающего баланса между мраком и светом. И это даже без оператора Роджера Дикинса, вместе с которым он позже по крупицам собирал свое громкое имя.

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Кажется, «Водоворот» стал заложником таланта Вильнева, который шел впереди его режиссерских идей. После выхода фильма в прокат постановщик, разочарованный двумя созданными лентами, заявил, что «погрузится в семью и больше никогда не вернется к режиссуре, пока не будет готов снять картину, которой можно будет гордиться».

И это несмотря на всеобщее признание на Берлинале — «Водоворот» принес канадцу Приз ФИПРЕССИ и обзавелся статусом «Лучший канадский фильм года».

7 место: «Политех» (2008)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Возвращение Вильнева в кино случилось спустя долгие восемь, почти девять лет. Тему он выбрал тяжелую — скулшутинг, и вновь насилие и ненависть стали основой установленной проблематики, ядром тех вопросов, на которые Вильнев ищет ответы. В черно-белом «Политехе» режиссер воссоздает монреальские события 1989 года, когда отчаявшийся студент-неудачник решил отомстить всем девушкам и феминизму, разом убив 14 человек.

За несколько лет до появления картины канадца Гас Ван Сент уже выигрывал Каннский кинофестиваль с фильмом «Слон», реконструирующим события в школе «Колумбайн». В отличие от американца, в изображении скулшутинга Вильнев отказывается от радикализма — он концентрируется на почти документальном изложении драм студентов и не зацикливается на психологии убийцы, мотивы которого в реальности были предельно прозрачными.

После долгого перерыва Вильнев вернулся с очень буквальным фильмом. Не перестав экспериментировать в технических аспектах, он будто удерживал в узде свой режиссерский талант, оттого и «Политех» получился точным, громким и не слишком уж многословным — какие вообще слова можно подобрать, переживая опыт подобных трагедий?

6 место: «Пожары» (2010)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

«Пожары» — последний проект канадского периода карьеры Вильнева. Снята лента в 2010 году на французском языке и основана на современной пьесе его соотечественника ливанского происхождения Важди Муавада. Брат и сестра Марван недавно потеряли мать. Бюрократическая волокита им порядком надоела, но покончить с горем раз и навсегда нужно как можно скорее. Их удивлению не было предела, когда нотариус, зачитывая завещание, объявил ее последнюю волю: найти отца, которого они считали умершим, и брата, о котором даже не подозревали. С этого момента убитые горем дети стали постепенно знакомиться с трагической судьбой матери и узнавать новые обстоятельства ее жизни.

Вильнев намеренно делит фильм на части — трагическая судьба матери-беженки превращается в загадку, которую зрителю придется разгадывать, получая все новые и новые подробности.

На рубеже первого и второго десятилетия XXI века, в период обострения кризиса на Ближнем Востоке, актуальность «Пожаров» была как никогда высокой. Вильнев успел «перемыть косточки» буквально каждой проблеме, так или иначе и по сей день существующей в регионе — войны и мира, терроризма, религиозных коллизий и внутринациональных конфликтов.

Центральным персонажем вновь становится женщина, взвалившая на свои плечи тяжелейший груз, но не оставляющая надежд и не перестающая любить. Постоянно разрастающаяся конструкция из трагедии и ужаса в «Пожарах» монструозна, поэтому и эмоциональная пустота в концовке обеспечена. Жаль только, что понимание этого настигает в самом начале — эффект такой же, как у «Капернаума» Надин Лабаки.

5 место: «Враг» (2013)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

«Враг» — наверное, самый необычный и запутанный фильм Дени Вильнева. Здесь Джейк Джилленхол играет сразу двух людей: тихого и спокойного преподавателя истории Адама из университета в Торонто и его полную противоположность — дерзкого актера-двойника Энтони.

И все же главным героем становится Адам — от лица профессора зритель постепенно знакомится с устрашающей копией. Навязчивая идея найти и «раскусить» подлеца, отбирающего у Адама жизнь, превращается в паранойю, которая выльется в череду очень странных событий.

В этой картине Вильнева почти не интересует внешний мир — все ресурсы направлены на прорисовывание психологического портрета человека, нервно приближающегося к самоуничтожению. Сюжеты о доппельгангерах были популярны в литературе, да и в кино появились немногим позже его зарождения, но «Враг» — фильм совершенно особенный. В нем гораздо больше Вильнева из 90-х.

Сюрреализм, мрачность, столкновение идеала и реальности — все это уже было в «Водовороте», но форма в этот раз по-особенному хорошо сочетается с содержанием: сложно, эффектно и безумно страшно. Последняя сцена и вовсе выбивает почву из-под ног. Неудивительно, что картина была принята неоднозначно — неуютная головоломка входила в стоимость билета, а готовы к этому были немногие.

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

4 место: «Убийца» (2015)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

«Убийца» только на первый взгляд кажется одним из многих боевиков о непрекращающихся войнах американских спецслужб с влиятельными мексиканскими наркоторговцами. На деле же картина Вильнева представляет собой крайне убедительные рассуждения о нравственном выборе в условиях жесточайшего хаоса.

В одном из интервью режиссер признавался: «Фильм о том, как западный мир реагирует на проблемы за пределами своих границ. Должны ли мы становиться чудовищами, чтобы бороться с монстрами? На самом деле речь не о картелях. События фильма могли бы разворачиваться где угодно: в Африке, на Ближнем Востоке или еще где-то».

Действительно, универсализм «Убийцы» проявляется не сразу — в жанровых перипетиях постепенно оголяются внутренние конфликты, с которыми сталкиваются люди по всему миру. Таких войн на границе Мексики и США много, и происходить они могут даже в небольшой студии в условном Воронеже. По крайней мере, участники таких конфликтов не лишены возможности попасть в курьезное и одновременно трагическое положение героини прекрасной Эмили Блант: выход есть, но его нет.

3 место: «Пленницы» (2013)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

После «Пожаров» Вильнев только-только пришел в Голливуд и взялся параллельно за два проекта — «Врага» и «Пленниц». Если фильм о двойнике был усовершенствованным зеркалом его дебютных работ, то «Пленницы» определенно стали первым большим и удачным опытом совмещения жанра и уже сформированного режиссерского стиля. К англоязычному проекту канадца присоединились Хью Джекман и Джейк Джилленхол, а также один из главных соавторов Вильнева — оператор Роджер Дикинс. Именно он, по всей видимости, оказал на режиссера и его будущие работы колоссальное влияние.

«Пленницы» начинаются религиозной сценой — мужчина по имени Келлер читает «Отче наш». То, что происходит дальше, иначе как круговоротом насилия не назвать. Дочь Келлера похищают неизвестные, и он, недовольный ходом расследования, берет его в свои руки, буквально открывая дверь в мир жестокости, мести и кровопролития.

«Пленницы» — далеко не самый сложноустроенный фильм Вильнева. Напротив, это достаточно прямолинейное и стилистически выдержанное кино о человеке, который разрушается под грузом невообразимой беспомощности. Хью Джекман играет лучшую роль в своей карьере — его герой из верующего семьянина превращается в настоящее чудовище, которое не могут узнать даже близкие.

Роджер Дикинс помог Дени Вильневу сделать самый темный фильм в карьере. Впрочем, холодные тона и вечный мрак соответствуют уровню садизма «Пленниц» — как сюжетного (в ленте очень много насилия), так и зрительского (фильм идет более двух с половиной часов). Однако взяв неподготовленного, да и подготовленного тоже, наблюдателя за шкирку, фильм не отпускает до самого конца с помощью зрелого саспенса и все время возникающих моральных дилемм.

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

2 место: «Прибытие» (2016)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

Своими работами Дени Вильнев уже давно доказал, что ожидать от него можно все. Например, принципиально новое слово в научной фантастике, коим стало в 2016 году «Прибытие» — умная, уютная и поэтическая лента о времени и несовершенстве рода человеческого.

Лингвист Луиза Бэнкс и физик Ян Доннели принимают предложение от правительства и отправляются на изучение одного из нескольких огромных внеземных «семечек», внезапно появившихся на территории некоторых государств. На борту необычных кораблей находятся пришельцы. Только не такие, какими мы их привыкли видеть, а в виде неприятных щупалец, пытающихся донести что-то до землян на своем языке. Именно этот способ общения и изучают Луиза и Ян. Правда, для этого нужно время, которое правительство и армия, руководствующиеся принципом «разбомбить бы к чертям собачьим этих рептилоидов поскорее», давать совсем не готовы.

В «Прибытии» канадец достигает каких-то космических высот. Впервые в его карьере насилие уходит на второй план. Точнее, скрывается за кулисами, готовясь к скорому выходу. Этим гнетущим ожиданием проявления ненависти к неизведанному пропитана каждая минута. Вильнев сначала ловко критикует человечество в целом за несовершенство и неготовность к диалогу, а затем дарит надежду — в нас всех есть внутренний резерв, чтобы побороть неизбежность, стоит только разобраться и довериться ближнему.

1 место: «Бегущий по лезвию 2049» (2017)

Водоворот врагов и жестокости. Все фильмы Дени Вильнева от худшего к лучшему

После невероятного успеха «Прибытия» за продолжение культового киберпанка Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» можно было быть спокойным — Дени Вильнев доказал, что способен снимать прогрессивную фантастику.

«Бегущий по лезвию 2049» — один из лучших когда-либо созданных сиквелов в истории кино, потрясающее переосмысление классики фантастики. Кажется, в руках Вильнева сошлись все карты: и оператор Роджер Дикинс выдал свой главный карьерный шедевр, и Бенджамин Уоллфиш с Хансом Циммером нашли удачные музыкальные решения под стать темам Вангелиса из оригинала, и сам режиссер выложился по максимуму.

Визуальный нарратив «Бегущего» является его главной особенностью — он отражает эмоциональное состояние то ли человека, то ли андроида Кея, героя Райана Гослинга. Вильнев с Дикинсом виртуозно осуществляют переход от холодных цветов в начале фильма к теплым и даже обжигающим в кульминации, а затем вновь бросаются к синеве в самом конце — таким и был тернистый путь Кея, несмотря ни на что способного чувствовать, мыслить и искать себя. Цвета, монументальные локации, причудливая геометрия кадра — все это формирует второй пласт истории и блестяще дополняет идеи оригинального «Бегущего по лезвию». Вряд ли можно найти хотя бы один другой современный фильм, к тому же еще и сиквел, ставший культовым так скоро после выхода на большие экраны.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»