Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Кадр из фильма «Тюльпан»

Фильм финского режиссера Юхо Куосманена «Купе номер шесть», завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля 2021 года, был выдвинут в качестве кандидата от Финляндии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Лента была создана при участии российских продюсеров, сценаристов и актеров, а съемки проходили в нескольких городах России. Подобные проекты, создаваемые сразу несколькими странами или компаниями из разных стран, называются копродукциями. Time Out вспоминает 5 успешных примеров последних лет с участием российских кинематографистов.

«Уроки фарси», 2020

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Страны: Германия, Россия, Беларусь

Разгар Второй мировой войны. Европа оккупирована, немецкие солдаты с остервенением ищут евреев, расправляются с ними или дают небольшую отсрочку, отправляя в концлагерь. Во время одной из таких операций нацистам в руки попадается бельгиец еврейского происхождения Жиль Кремье. Дабы остаться в живых, он представляется персом. Поначалу это ему помогает, но уже через некоторое время Жиль понимает, что за этот обман ему придется заплатить высокую цену. Его приставляют к концлагерному повару, который после окончания войны мечтает уехать в Иран. Жилю предстоит научить его говорить на языке фарси. Загвоздка в том, что его молодой еврей совсем не знает, поэтому ему придется выкручиваться самыми незаурядными способами.

Первоначально режиссером значился Тимур Бекмамбетов, но в итоге постановщиком стал американец украинского происхождения Вадим Перельман. Впрочем, не только это говорит об «Уроках фарси» как о международном проекте — фильм создавался компаниями из трех стран: России, Германии и Беларуси. Сценарий основан на рассказе Вольфганга Кольхаазе «Персидский для капо», а за камеру отвечал Владислав Опельянц — оператор последних фильмов Кирилла Серебренникова.

После премьеры на Берлинале-2020 «Уроки фарси», гуманистический посыл которого оказался даже значительнее его художественных особенностей, сразу же нарекли новым словом в специфическом жанре — кино о холокосте. Теоретически на «Оскар» ленту могли отправить сразу три страны, но сделала это Беларусь. И прогадала — фильм был дисквалифицирован потому, что большая часть съемочной команды представляла другие страны.

«Тюльпан», 2008

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Страны: Казахстан, Россия, Германия, Польша, Швейцария, Италия

Асхат — моряк, который только что закончил службу и вернулся в родные казахские степи. Здесь есть все, что он так любит: простор, свобода, прекрасные закаты и рассветы. Теперь его главная мечта — стать чабаном, пасти овец и жить в доме с водопроводом и солнечной энергией. Все это он получит, только при одном условии: он должен жениться. Однако провернуть это в бескрайних степях не так просто, ведь в ближайшей округе есть только одна девушка. Зовут ее Тюльпан, и замуж за Асхата она не хочет. Бывший моряк не сдается и запускает целую кампанию по завоеванию местной красавицы.

Драмеди режиссера Сергея Дворцевого — одна из лучших российско-казахстанских копродукций, к которой на этапе постпродакшна подключились европейские кинематографисты. Съемки продолжались четыре года в степях Бетпак-Дала, эпизодические роли достались непрофессиональным актерам из местного населения. В команду создателей, помимо Дворцевого, входили продюсеры из России и Германии, а также польский оператор Иоланта Дылевска.

«Тюльпан» имел огромный фестивальный успех — от смотров в Канаде и США до многочисленных азиатских фестивалей.

Это и неудивительно, ведь лента завоевала главный приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Подобное признание почти всегда является предтечей успеха в профессиональной и зрительской среде по всему миру.

«Роль», 2013

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Страны: Россия, Беларусь, Финляндия, Германия

1919 год. Молодой актер из провинции Николай Евлахов кочует вместе с частями белой армии на поезде от станции к станции, убегая от красных. В тогдашней действительности уйти от них было практически невозможно, не получилось и у Николая. Он попадает в плен и по счастливому стечению обстоятельств спасается благодаря схожести с красным командиром Плотниковым. Однако откуда ни возьмись на горизонте появляется конница белых, завязывается бой, и Плотников погибает. Евлахов, воспитанный в эстетике символизма, решает сыграть роль погибшего, жить его жизнью.

Читать также:  Отплатить той же монетой. 7 фильмов о расчетливой мести

За создание ленты режиссера Константина Лопушанского отвечала петербургская кинокомпания Proline Film, за несколько лет до этого выпустившая сокуровского «Фауста» («Золотой лев» Венецианского кинофестиваля в 2011 году). Фильм был снят при участии Ленфильма, студий из Финляндии, Беларуси и Германии. Финансовую поддержку оказывали Министерства культуры России и Беларуси, а также европейский фонд поддержки совместного кинопроизводства и проката кинематографических и аудиовизуальных работ.

«Роль» представляет собой черно-белую притчу о послереволюционной России. В локациях морозного Петрограда начала 1920-х рисуется не только история личности, поглощенной другой личностью, но история страны, поглощенной новым, красным государством.

«Монгол», 2007

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Страны: Россия, Германия, Казахстан

Детство мальчика Тэмуджина выдалось нелегким. Его настигал голод, унижения и даже рабство. Юношу много раз предавали и пытали, но так и не сломали: он выжил, вырос и стал великим Чингисханом — повелителем чуть ли не половины мира. С помощью ума, силы и бесконечной любви жены Борте он расширил представления о человеческих возможностях и жирными буквами вписал свое имя в историю.

По признанию постановщика «Монгола» Сергея Бодрова-старшего, съемки масштабного исторического эпоса дались его команде с огромным трудом. Длились они более года и проходили по большей части в Китае и Казахстане. Всего над фильмом работало почти 500 человек, больше половины из которых были китайцами. В некоторых сценах и вовсе было задействовано 1500 статистов. Из-за масштаба и многонациональности съемочной группы (китайцы, русские, немцы, японцы, казахи, украинцы и другие) в ней присутствовало 30 переводчиков.

Возникала на съемках и другая проблема — в перерывах некоторые статисты употребляли алкоголь, что не раз приводило к ссорам и даже дракам на национальной почве. Решать проблему были призваны танцовщицы и певцы, развлекавшие статистов в свободное время.

Такая работа не могла остаться незамеченной. «Монгол» демонстрировался на многих международных фестивалях, завоевал шесть российских премий «Ника», включая статуэтки за режиссуру и лучший игровой фильм, а также стал первой в истории лентой от Казахстана, получившей номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранной языке».

«Две женщины», 2014

Всем миром. 5 успешных российских фильмов, созданных силами нескольких стран

Страны: Россия, Латвия, Франция, Великобритания

В основе предпоследнего фильма Веры Глаголевой лежит повесть Тургенева «Месяц в деревне». В доме богатого помещика Аркадия Сергеевича Ислаева формируется необычная любовная геометрическая фигура: главная героиня и жена помещика Наталья Петровна влюбляется в учителя собственного сына Алексея Николаевича. В него же влюбляется воспитанница хозяйки усадьбы. В то же время в Наталью влюблен друг семьи Ракитин. Все вершины этой сложноустроенной фигуры не могут жить под одной крышей — страсть, ревность и соперничество так и норовят выскочить наружу, но герои не осмеливаются сделать первый шаг.

Тургеневский «Месяц в деревне» в России никогда не экранизировали, поэтому первую киноадаптацию решили сделать с размахом. На одну из главных ролей пригласили мировую звезду — Рэйфа Файнса, большого поклонника русской литературы и культуры в целом.

Съемки проходили в Смоленской области, а реквизит собирали по всему миру из частных коллекций и антикварных салонов. К примеру, французский Дом Guerlain прислал создателям точную копию флакона парфюма Imperial середины XIX века. Бюджет фильма в итоге составил почти три миллиона евро, однако ни прокатного, ни фестивального успеха лента не обрела, зато прецедент с приглашением Файнса получился впечатляющим.