Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

Кадр из фильма «Море внутри»

20 января на российские экраны выходит новый фильм Франсуа Озона «Все прошло хорошо» о частично парализованном 85-летнем мужчине. Такая жизнь его совсем не устраивает, и он просит свою дочь помочь ему покончить с собой. Общество уже долгие годы задается вопросом об этической и законодательной стороне реализации права на добровольное прекращение жизни в связи с невыносимыми страданиями. В стороне не остались и кинематографисты — Time Out вспоминает 5 тяжелых фильмов об эвтаназии.

«Малышка на миллион», 2004

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

Включение в подборку этой оскароносной драмы — своего рода спойлер. Впрочем, можно ли в принципе убивать интригу в связи с лучшим фильмом 2004 года?

«Малышка на миллион» — история сразу нескольких преодолений. 31-летняя боксерша Мэгги Фицджеральд мечтает стать чемпионкой, однако реальность куда прозаичнее: достойной работы у нее нет, семья является скорее обузой, а тренер все никак не желает давать ей уроки. Упорство и сила воли помогают девушке двигаться вперед и убедить Фрэнка Данна, который только что лишился своего лучшего бойца, подготовить ее к соревнованиям. Его история преодоления тоже примечательна: сначала Фрэнк побеждает властвующие над ним стереотипы о женщинах в боксе, а затем ему придется стать заложником невероятно сложного выбора.

Четыре золотые статуэтки Американской киноакадемии «Малышка на миллион» получила вовсе не за детальное погружение в мир бокса и грязных спортивных залов. Центральной фигурой этой чуткой драмы стал тренер в исполнении Клинта Иствуда, на плечи которого легла ответственность за судьбу подопечной. В своей карьере он уже не раз ошибался, поэтому Мэгги для него — шанс на искупление.

После тяжелейшей травмы боксерша оказывается парализованной и просит помочь ей умереть. Выбор перед Фрэнком стоит нелегкий: церковь отвечает на его вопрос однозначно (умерщвление — страшный грех), а он не сможет простить себе бездействие. Какое бы решение он не принял, последствия будут схожими — душевный покой ему уже точно не светит.

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

«Как умереть в Орегоне», 2011

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

На сегодняшний день эвтаназия легализована лишь в нескольких странах. В единицах из них — активная, которая совершается путем инъекций специальных средств. В большинстве стран легализована лишь пассивная эвтаназия — прекращение поддерживающей терапии. В США осознанно прекратить жизнь неизлечимо больные могут лишь в нескольких штатах, одним из которых является Орегон.

Премьера документальной ленты Питера Ричардсона состоялась на фестивале «Санденс» в 2011 году. Фильм рассказывает трагические истории нескольких неизлечимо больных людей и их семей, которые воспользовались правом на преждевременный уход из жизни. Впервые в США оно появилось в 1994 году в Орегоне, и десятки отчаявшихся пациентов в терминальной стадии онкологических заболеваний решили «обрести счастье немного раньше срока».

Удивительно, как фильму, наполненному тяжелыми историями семей о смерти их близких, удается быть настолько жизнеутверждающим. Однозначных ответов на этические вопросы получить не получится, но знакомство с героями, чьи родственники выбрали такой путь, точно не забудется — вряд ли где-то еще можно услышать истории одновременно счастливее и трагичнее.

«Суицидальный туризм», 2007

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

В отличие от ленты «Как умереть в Орегоне», часовой выпуск канадского документального проекта «На передовой» от оскароносного режиссера Джона Зарицкого (премия за лучший документальный фильм в 1983 году) концентрируется всего на одной истории. Ее главный герой — американец Крэйг Эверт, проживающий в Великобритании. В 2006 году ему поставили диагноз боковой амиотрофический склероз. Поначалу мужчине прогнозировали от трех до пяти лет жизни, но болезнь быстро прогрессировала, и уже через полгода Крэйг был частично парализован.

Как только трудности стали возникать даже в самых простых бытовых ситуациях, мужчина принял решение совершить ассистированный суицид. Для этого он отправился в Швейцарию, где эвтаназия для иностранцев, в чьих странах она запрещена, буквально поставлена на поток — более 1000 человек получили возможность мирно уйти из жизни.

Читать также:  Би или не би? 10 киногероев, чья ориентация вызывает споры зрителей

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

В «Суицидальном туризме» на реальном примере описывается процесс эвтаназии от принятия решения до непосредственного осуществления ассистированного суицида. Зарицкий предлагает зрителю провести вместе с Крейгом последние дни его жизни: познакомиться с детьми, любящей женой, мельком взглянуть на лучшие годы их брака и вместе с ними встретить самый ожидаемый мужчиной момент с начала болезни — смерть.

Вместо голословных выводов режиссер демонстрирует реализацию права на самоопределение и дает финальное слово страдающему Крейгу, который вот-вот отправится в новое путешествие. Роль в «Суицидальном туризме» стала для него первой и последней.

«Вы не знаете Джека», 2010

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

Доктор Джек Кеворкян долгое время работал в больнице и патологоанатомом в морге — и в год своего 61-летия он решил запустить кампанию по легализации эвтаназии. За свою жизнь он столкнулся с сотнями людей, чей жизненный путь на финальном отрезке был похож скорее на каторгу. Неизлечимо больные пациенты просили его о помощи,  и он тайно помогал им уходить из жизни. Когда все вскрылось, Джека лишили врачебной лицензии и осудили. Несмотря на возникающие в обществе вопросы, он продолжал руководствоваться гуманистическими ценностями, помогая пациентам и добиваясь изменения медицинского законодательства.

Реальную историю американского врача армянского происхождения Джейкоба Кеворкяна на малые экраны для HBO перенес Барри Левинсон. Главные роли достались Алю Пачино (за роль Кеворкяна он удостоился премии Гильдии актеров, «Золотого глобуса» и «Эмми»), Джону Гудману и Сьюзан Сарандон.

В начале 1990-х действия Кеворкяна были осуждены врачебным сообществом и властями США, доктора называли не иначе как серийным убийцей — в народе он получил прозвища «Доктор Смерть» и «Доктор Суицид» — и даже посадили. Это, однако, не останавливало его совершения упрямых и провокационных поступков, чтобы заставить американское общество задуматься о праве человека на смерть. В частности, благодаря Джеку в 1994 году была легализована эвтаназия в Орегоне — именно там доктор помогал осуществлять ассистированный суицид.

«Вы не знаете Джека» — самая яркая ода неоднозначному доктору, но в массовой культуре на рубеже веков о Кеворкяне кто только не говорил: его фамилия упоминалась в «Симпсонах», «Футураме», «Зачарованных» и даже у Клинта Иствуда в одном из эпизодов фильма «Абсолютная власть».

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

«Море внутри», 2004

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

Испанец Рамон Сампедро (одна из лучших ролей Хавьера Бардема в карьере) парализован. На протяжении большей части жизни он борется за свое право на добровольный уход, а суд всякий раз ему отказывает.

Поддерживают Рамона две женщины: адвокат Хулия и подруга Роза. Обе стараются убедить его, что нужно продолжать жить, он является для них вдохновляющим ориентиром. Однако ровно до тех пор, пока в жизни Хулии не случается беда.

Испанский режиссер Алехандро Аменабар проводит всеобъемлющее художественное исследование проблемы эвтаназии: освещает отношение к ней со стороны церкви и приводит несколько диаметрально противоположных точек зрения членов семьи Рамона.

Символично, что «Море внутри» появилось в тот же год, что и «Малышка на миллион» — и оба фильма стали абсолютными триумфаторами «Оскара». Если ленте Клинта Иствуда достались главные статуэтки, включая премию за лучший фильм, то картина Аменабара удостоилась награды в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

Укол совести. 5 тяжелых фильмов об эвтаназии

Одновременное появление лент в прокате вовсе не случайно — как раз в начале 2000-х случилась волна легализации эвтаназии в Европе (Нидерланды и Бельгия), поэтому в США вопрос стоял как никогда остро. И «Море внутри», и «Малышка на миллион» — сильные и чрезвычайно трогательные попытки кинематографа внести свою лепту в решение, кажется, нерешаемой этической дилеммы.